КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Шаг на пути к созданию кинооперы

Еще Бела Балаш указывал на то, что экранизация оперы и киноопера — совершенно разные вещи. Экранизация — это всего лишь заснятое оперное представление. Киноопера — это жанр кино, который более тесно, чем другие, может быть связан с некоторыми оперными традициями. Но такой кинооперы в данную минуту пока еще нет.

Как шаг на пути к созданию кинооперы (как указывают Мэнвелл и Хантли, первая специфическая киноопера была создана композитором Ф. Фехером в 1935 году под названием «Разбойничья симфония». Это было, по видимому, неудачное произведение, ибо авторы не включили его в ежегодно издающуюся фильмографию, где перечисляются все лучшие фильмы года этого фильма я, к сожалению, не видела) можно рассматривать советскую экранизацию «Евгения Онегина». Этот фильм представляет собой некий синтез оперы Чайковского и поэмы Пушкина: музыка подвергается значительным сокращениям; почти все действие (за исключением бальных сцен) перенесено на натуру; на фоне музыки звучит пушкинский текст, что связывает воедино отрезки действия, разделенные временем; меняется порядок музыкальных фрагментов, чтобы сделать кадры разнообразней и содержательней В этом фильме очень удачно используются все возможности киножанра: в известной сцене Татьяны и няни героиня поет, уткнувшись в подушку, отчего вся сцена делается гораздо естественней, в опере это было бы совсем невозможно.

Кроме того, в этом фильме ряд сцен расчленен в интересах зрительного плана, что преодолевает их оперную статику. Ария Ленского, например, дается в двух разных пространствах: первую часть герой поет у себя дома, вторую — на месте дуэли. Хоровые партии поются за кадром, благодаря чему, с одной стороны, глаз зрителя сосредоточивается на главных действующих лицах, а с другой стороны, пейзажу придается глубина, поскольку хор представляет части пространства, невидимые зрителю; это происходит, например, в сцене, где героиня бродит по полям, а издалека доносится хор голосов работающих крестьян. Включение картин Петербурга до появления Онегина в бальном зале тоже дает логическое обогащение развития действия; в условиях оперной сцены нечто подобное было бы невозможно. Но все же и здесь еще есть большое количество художественных неувязок. Следовательно, сейчас еще не приходится говорить о специфическом жанре кинооперы.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.