КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Шум как лейтмотив

Стилизованный или нестилизованный, деформированный в различных направлениях шум может превратиться в лейтмотив, в формально интегрирующий фактор всего фильма, каким каждый раз служит льющийся дождь в «Расёмоне» или свист дующего ветра в «ёд-зимбо», где он все время повторяется в различных «тональностях» при различном характере выразительности: как легкое дуновение, как вихрь и, наконец, как волна, увлекающая людей на борьбу.

Иногда музыкальная стилизация реальных шумов преследует цель добиться комического эффекта. О сущности музыкально-кинематографического комизма речь будет идти в особой главе. Здесь мы лишь укажем на целую «симфонию свиного хрюканья» в советском фильме «Крестьяне», возникающую в свинарнике благодаря музыкальной обработке натуралистических шумов, на гротескные эффекты рева медведя в тайге (переданного посредством глиссандо тромбона) в фильме «Сказание о земле Сибирской», на частое подражание щебетанию птиц, голосам детей и женской болтовне.

На грани комического эффекта, символа и обобщения стоит «симфония пишущих машинок» — фрагмент из американского короткометражного фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк...», передающий и одновременно музыкально преобразующий шум многочисленных пишущих машинок.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.