КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Синтетическая генерация звука в фильме

Другим видом синтетической генерации звука в фильме является так называемая графическая музыка. Звуки благодаря графической записи приобретают новые красочные качества, независимые от темперации звучания и, кроме того, новые шкалы, нейтральные интервалы и так далее. Непрерывное начертание по краю пленки было начато еще В. Янковским, начертание отдельных кадриков по краю кинопленки геометрическими фигурами — Авраамовым; в результате это давало необыкновенно интересные звуковые эффекты.
По тому же принципу Моголи-Надь наносил по краю ленты отпечатки человеческих пальцев, профили лиц, буквы алфавита; О. Фишингер — различные геометрические чертежи и тому подобное. Их «перевод» в акустические явления дал совершенно новые звуковые эффекты. Первый фильм такого рода, то есть оживленный «графической музыкой», был создан в 1932 году в Мюнхене Р. Пфеннипгером под названием «Звучащая рукопись».
Н. Воинов рисовал звуковые схемы, совпадавшие с системой традиционных звучаний, и непосредственно на пленке составлял музыкальные произведения. Так, в 1934 году ему удалось чисто графическим путем начертать весь прелюд Рахманинова. В Англии подобные эксперименты предпринял в 1933 году Джек Эллиот, за ним — К. Бекль, в Калифорнии — братья Уитней. При этом осциллограммы или спектры звуков и шумов для каждого изобразительного кадра в отдельности записываются прямо на, пленку, и таким путем также образуются звуковые и шумовые явления, аналогичные тем, какие получаются при обычной магнитофонной записи.
Конечно, такая техника требует точнейшей согласованности звука с содержанием отдельных рисунков. В Канаде, где существует такой экспериментальный центр, имеются целые библиотеки рисованных звуков по методу Н. Воинова и Р. Пфеннингера. Самый выдающийся поборник «графической музыки» в наши дни — это Норман Мак-Ларен, в чьих абстрактных цветных фильмах звуковой ряд также генерируется графически; это обеспечивает идеальную согласованность звукового и зрительного движений, а также характера звучания и красок изображения во всех его вариантах.
Фильмы Мак-Ларена генерируются графически дважды: в зрительном ряду и в звуковом. Но графически рожденные звуки используются также и для фотографических фильмов, их смешивают или переплетают со звуками нормального оркестра или же наслаивают друг на друга. Примером тому служит канадский короткометражный фильм Мак-Ларена «Соседи». Сочетание графически генерированной и естественной музыки часто встречается в экспериментальных фильмах.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.