КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Синхронизация картинки кинофильма и музыки

Музыкантам приходилось импровизировать аккомпанемент к мелькающим кинокадрам или подбирать произведения, подходящие к каждой показанной ситуации. От их вкуса и знания музыкальной литературы зависел характер музыки, сопровождавшей кинофильм. Классические пьесы шли вперемежку с банальными шлягерами или модными танцами, из них брали отрывки, коротенькие или более длинные, и нередко обрывали музыку на середине фразы. Но вскоре стало очевидным, что между музыкальным сопровождением фильма и его развитием нельзя допускать антагонизма в характере выразительности, что к ним не должно быть и безразличного отношения. Так, примером ново-то подхода явилось музыкальное сопровождение кинофильма «Прибытие поезда» (демонстрировался в Лондоне в 1896 году), оно было поручено специальной машине, имитировавшей грохот поезда.

Первым шагом в некоторой синхронизации обоих этих компонентов была каталогизация многочисленных музыкальных произведений с точки зрения их выразительного и программного характера. В 1913 году была создана первая музыкальная «кинотека». Кинотека была составлена Замечником в 1913 году. В 1915 году появились аналогичные сборники для оркестра. В них были такие разделы, как катастрофа, драматическая ситуация, торжественная обстановка, картины природы, ночь, борьба, страх, безнадежность, шумная сцена, вакханалия, буря, тревога и т. д. На следующем этапе уже начали специально заказывать музыкальное сопровождение к типичным кинематографическим ситуациям и даже к целым фильмам и вскоре стали пользоваться записями оркестровой музыки из граммофонных пластинках. В 1908 году наступил коренной перелом: Сен-Санс сочинил оригинальную музыку к полнометражному фильму «Убийство герцога Гиза», несколько позднее Ильдебрандо Пиццетти написал «Огненную симфонию» к фрагменту из фильма «Кабирия». Правда, это были все еще разрозненные отрывки; так, музыка Сен-Санса состояла из интродукции и пяти картин для струнного оркестра и даже числилась под опусом 128. В этот же период в России М. Ипполитов-Иванов написал музыку специально к полнометражному фильму «Купец Калашников» и короткометражному — «Стенька Разин». В годы 1909— 1912-й около трехсот короткометражных фильмов уже сопровождались специально для них заказанной музыкой.

В 1921—1923 годах появились законченные полнометражные фильмы, для которых специально написали музыку известные композиторы (Джордж Антейль, Дариус Мийо, Роже Дезормьер, Мариус Гайар и другие). В 1921 году появился фильм «Эльдорадо» с полной музыкальной обработкой М. Гайара; в 1924 году — «Нибелунги» (две серии) с музыкой Рихарда Вагнера, в обработке Г. Хуппертца; в 1924 году — «Механический балет» (Фернана Леже) с музыкой Джорджа Антейла; «Антракт» Рене Клера с музыкой Эрика Сати; «Бесчеловечная» с музыкой Дариуса Мийо; В 1925 году - Броненосец «Потемкин» с музыкой Эдмунда Майзеля, далее фильмы с музыкой Г. Эйслера, А. Онеггера, Э. Тоха, Ж. Ибера; в 1929 году — «Новый Вавилон» с музыкой Д. Шостаковича, затем музыка к фильмам Пауля Хиндемита, Поля Уитмена, Жоржа Орика и многих других. Тот факт, что самые выдающиеся композиторы стали писать музыку для кино, неопровержимо доказывает, что звуковое кино сделалось новым видом искусства. Это произошло в тридцатых годах. Синхронизация этой музыки с визуальным процессом была еще неудовлетворительной, мелодии записывались на пластинки.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.