КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Систематизация драматургических функций музыки в кинофильмах

Интересные высказывания в области музыки кино мы находим в работах советских композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, а также Щербачева, Книппера и многих других.
По окончании второй мировой войны во Франции, Англии и США появилось множество статей, нередко написанных композиторами, работавшими в области киномузыки, такими, как Артюр Онеггер, Ральф Воан Уильямс, Роман Влад, Дариус Мийо, Ганс Эйслер и другие, а также работы критиков в области киномузыки; они публиковались в бесчисленных кино- и музыкальных журналах, где обсуждалась техническая сторона этой музыки, анализировались ее важнейшие принципы и ставился ряд эстетических проблем. Проблемами звука в кино занимаются также теоретики конкретной и электронной музыки, видящие в кино благодарную ниву для развития своих экспериментов.

Этот краткий обзор важнейших публикаций на интересующую нас тему далеко не исчерпывает ставшей в наши дни поистине необъятной, хотя и не всегда равноценной по качеству, литературы по этому предмету. Ознакомившись со всеми порой весьма интересными выводами, уясняешь себе, насколько необходим обобщающий труд, который, с одной стороны, исходил бы из определенной эстетической и гносеологической концепции, из теоретических основополагающих идей об искусстве кино в целом и, с другой стороны, опираясь на эту концепцию, систематизировал бы драматургические функции музыки в кино и внес некоторый порядок в оценку необычайно богатых и многогранных форм ее функционирования в кинофильме в целом.

В такой ситуации мне показалось целесообразным вернуться к теории, сформулированной в моей книге (1937). Выяснилось, что за истекшие годы, выдвинутые тогда основные эстетические положения нисколько не потеряли своей злободневности. Напротив, многочисленные более поздние наблюдения и анализы показали их пригодность для дальнейшего, подтвердили их правильность. Конечно, они не исчерпывают всех возможностей применения киномузыки, но они раскрывают типологию функций, указывают перспективы их дальнейшей дифференциации.

Разумеется, режиссеры и композиторы находят здесь неограниченный простор для своей изобретательности. Многочисленные симптомы, наблюдаемые в последние годы, говорят о поисках новых средств киномузыки и новых принципов взаимодействия музыки и зрительного фактора в кинофильме. Но эти явления не вносят ничего принципиально нового, ни во внутреннюю структуру кинофильма, ни в характер совместно действующих факторов, они лишь расширяют сферу их художественного взаимодействия. Именно ими, их описанием, определением понятий, генетическим обоснованием, познавательно-теоретическими разъяснениями и систематизацией мы намерены вновь заняться в данной книге.

Естественно, и эта работа не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех мыслимых функций музыки в кино. Нет сегодня на свете человека, который мог хотя бы просмотреть все фильмы, выпущенные или создаваемые в различных странах и на различных континентах. Правда, не во всех фильмах можно обнаружить особую изобретательность в смысле сочетания музыки с визуальной сферой. И все же нередко даже в посредственных с художественной стороны фильма к мы вдруг встречаем неожиданные, интуитивно найденные, интересные приемы. Все более ширящийся интерес крупных композиторов к творчеству такого рода внушает нам надежду на появление новых находок в этой области, которых по мере изменения стиля зрительной сферы кино будет становиться все больше.

Не успеет эта книга увидеть свет, как безусловно появится новый обширный материал для ее «модернизации». Необходимо, следовательно, считаться с тем, что она будет касаться этапа, уже пройденного искусством кино, и, конечно, какая-нибудь из новых драматургических функций музыки не будет в ней освещена. Такова судьба всех теоретических трудов по проблемам актуальных явлений культуры и искусства.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.