КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Слово автора к посетителю сайта КиноМузыка.Ру

Каждое искусство означает собственное отношение человека к миру, собственный объем его души.

...Каждое искусство означает собственное отношение человека к миру, собственный объем его души
Бела Балаш

Казалось бы, о проблемах современного звукового кино вправе судить только теоретики кино, а музыковеды мало что могут сказать в этой области. Любопытным контраргументом может служить тот факт, что как раз музыкальный теоретик XVII столетия Атаназиус Кирхер, автор знаменитого труда «Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni» (Общее учение о музыке, или великое искусство консонанса и диссонанса - перевод с латинского) и других трактатов о музыке, был изобретателем первой laterna magica (волшебный фонарь) , которую историки кино рассматривают как предшественницу кинематографа.
Кинотеоретики редко высказывают свои суждения о киномузыке, а если и высказывают, то преимущественно односторонне или даже совсем ошибочно и, как правило, недооценивая роль музыки в кино.

В этом сайте я стараюсь восполнить этот пробел, хотя сознаю, что мой труд не сможет вполне удовлетворить ни кинотеоретиков, ни музыковедов. Первые не обнаружат в книге специфически кинематографического аспекта и безусловно решат, что значение музыки в кино мною чрезмерно преувеличено. Вторые тщетно будут искать типичный музыковедческий анализ. Рискуя заслужить двойной упрек, я все же поставил перед собой задачу исследовать эту новую проблему, свидетельствующую о расширении функциональных возможностей столь древнего искусства, как музыка.

Материалы и статьи для сайта создавались в течение тридцати с лишним лет из мелких работ, освещавших отдельные проблемы, но объединенных лишь позднее в законченный, систематизированный труд. Он основан на наблюдениях и анализе кинопроизведений на протяжении столь же длительного периода. Это, конечно, не история киномузыки, хотя на сайте и говорится об эволюции, которую последняя проделала за эти долгие годы. Моя работа — скорее всего попытка систематизировать явления музыки в звуковом кино и сформулировать общие принципы и основы их использования. Обобщения, сделанные на моем сайте, основаны на многостороннем анализе фильмов. Следовательно, сформулированные в ней теоретические положения о кино музыке не являются результатом дедукции на основе предвзятых принципов, это — обобщение тридцатилетних эстетических наблюдений и анализа. Объединяет их определенная эстетическая установка. На своем сайте я подвергаю анализу не все фильмы, а только те (да и то в отрывках), где музыка нашла интересное применение и играет особую драматургическую роль. Это не всегда фильмы, признанные наилучшими, ибо очень часто музыка интересно использована в кинокартинах, которые в остальном не завоевали большого признания. Вполне понятно, что в моем анализе количественно преобладают польские фильмы. Читатели простят мне также, если я, для большей убедительности, буду по несколько раз — порою даже очень часто — возвращаться к одному и тому же примеру.

И еще одно мои выводы не претендуют на то, чтобы стать нормой для всеобъемлющих эстетических оценок. Аналогичные функции музыка может выполнять и в хороших и в плохих фильмах, она может быть лучше или хуже использована, сама музыка бывает хорошей или плохой, традиционной или новаторской — все это образует ряд проблем, которые мною исследуются. Если моя работа в какой то степени прояснит вопрос о том, как музыка должна служить кинодраматургии, как она служила ей до сих пор и где и как следует искать новых путей в ее применении, — одним словом, если работа в известном смысле окажется полезной практикам, то я считаю свою задачу целиком и полностью выполненной. А задача моя была такова выяснить основы синтетического взаимодействия музыки — или, если взять более широко, всей звуковой сферы — с другими факторами звукового фильма, а также систематизировать методы этого взаимодействия в кинофильме.

Я сделал сайт в глубоком убеждении, что это — первая попытка охватить весь комплекс проблем киномузыки с музыкально эстетических позиций. Насколько эта попытка удалась, предоставляю судить посетителю сайта КиноМузыка.Ру.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.