КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Социально-моральный комментарий

Еще более ясную моральную оценку дает музыка в одной из сцен польского фильма о временах гитлеровской оккупации «Пограничная улица»: когда маленький Давид, которого хотят спрятать и спасти польские дети, отвергает их помощь и возвращается в гетто к «своим», чтобы умереть вместе с ними, изображение показывает нам маленькую фигурку оборванного мальчика, исчезающего во тьме сточного капала. Но чем меньше на глазах у детей становится фигурка их друга, тем сильнее растет в музыке внутреннее напряжение, достигающее гигантских размеров. В нем заложена моральная оценка этой ситуации, музыка подчеркивает настоящее величие мальчика.
Подобный социально-моральный комментарий кроется в сцене демонстрации из советского фильма «Мать»-Сначала параллельно растет количество участников демонстрации и нарастает напряжение музыкального сопровождения, но затем волна напряжения дробится, динамика обеих сфер меняется: демонстрацию разгоняют, а музыка нарастает; люди падают, а музыка продолжает нарастать; падает знамя, а музыка звучит все более мощно; затем, когда знамя вновь поднимают и оно заполняет весь экран, музыка (опять-таки по принципу единства напряжения) достигает кульминации. Здесь, наперекор линии зрительного развития, музыка продолжает свое идеологическое разъяснение сцены. Во внутреннем ритме действия нет синхронности, он совпадает только в начале и в конце сцены, ибо музыка передает не только динамику сцены, но и привносит идеологический комментарий.
Подобным образом музыка морально и идеологически комментирует последнюю сцену из второй серии кинофильма «Молодая гвардия»: звучание ее победоносно нарастает в кадрах трагической сцены казни молодогвардейцев, в резкой противоположности к зрительному содержанию. Таким образом, именно музыка придает этой сцене настоящую оценку и смысл.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.