КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Содействие музыки в развитии каждой сцены кино

Связь музыки с либретто в балете и пантомиме не менее условна, чем в опере: здесь, правда, связь ее с формой движения, данной зрительно, гораздо теснее, ибо каждое исполнение в балете или пантомиме держится на сочетании формы движения и жеста танцора с музыкальной формой, но зато только этот жест и движение имеют право выражать переживания изображаемых героев, что создаст весьма странную условность, условность "немоты" героя. Хотя музыка в подобном симбиозе с жестом играет не менее важную роль, чем в опере, и хотя она, комментируя ситуацию и поведение танцора в балете, даже важнее, чем в опере, ее функции все же здесь не так дифференцированы, как в кино.

В кино существует разделение труда между зрительной и звуковой сферой; обе они действуют по принципу взаимодополнения, реже по принципу омонима. В опере и балете господствует скорее принцип параллелизма высказывания, доходящего до нас через различные каналы чувств: через зрение и слух в балете и пантомиме; через зрение, слух и семантику - в опере. В кинофильме эти различные формы высказывания переплетаются по принципу контрапункта и наслаиваются друг на друга.

Отношение музыки к оперному или балетному либретто складывается иначе, нежели ее отношение к киносценарию. Либретто все сплошь положено на музыку, оно звучит на сцене, сплавленное с музыкой, и часто музыка его даже расширяет (путем повторения слов или отдельных фраз в опере). В драме, на сцене тоже звучит весь написанный текст в словах актера. Но в кинофильме сценарий всего лишь канва, в которую зрительный и звуковой ряд, как два ткацких челнока, вплетают свои узоры. Они часто ткут параллельно друг другу, но еще чаще контрапунктически, порою один вместо другого или же один над другим. В чтении сценарий представляет особый литературный жанр, нечто среднее между драмой и повестью. При экранизации сценарий переводится в зрительные и звуковые элементы, при этом конкретные слова сценария появляются больше в виде кратких отрывков диалога.

Музыка часто действует в фильме в той же плоскости, что и субъективные рассуждения автора в литературной прозе. Сценарий лишь в слабой степени определяет характер музыки, хотя иногда очень точно отмечает места ее вступления. В создаваемых в последнее время фильмах композитор принимает все большее участие в написании сценария, ибо он предлагает музыкальные приемы, способные оказать сильное влияние на характер развития действия. Музыка стала конструктивным фактором, который активно содействует развитию, углублению действия в каждом данном эпизоде.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.