КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Сотрудничество композитора и звукоинженера

При рассмотрении нами проблемы музыкальной стилизации звуковых явлений мы уже упоминали о некоторых чисто технических художественных приемах, применяемых композиторами, режиссерами и звукооператорами для трансформации звукового материала с определенными целями выразительности или характеристики. Этот метод общеизвестен ныне как «фоническое преобразование» звукового материала, то есть техническое видоизменение его акустических свойств.

Фоническое преобразование нормальных звуков, производимых инструментами, началось в киномузыке значительно раньше, чем возникла электронная или конкретная музыка. Запись звуков на пленку не обязательно должна быть такой же верной, как кинофотография. Даже фотографическое изображение можно видоизменять для получения определенной выразительности: различное освещение, разная резкость съемки, приближение, затуманивание, разная перспектива — все это общеизвестные средства отхода от натуралистического изображения на экране. Звуковая запись может, в сущности, совсем не точно отражать оригинал. Сокращенный динамический объем, урезанные обертоны и форманты звука и т. д. видоизменяют тембр, а отсутствие или усиление резонанса меняет длительность звучания. Фоническое преобразование звукового материала — позднее электронно синтезированный звуковой материал — открывает совершенно новые горизонты, причем не только для киномузыки.

Сотрудничество композитора и звукоинженера давно уже стало очень тесным. Кинокомпозитору должны быть известны возможности видоизменения звука, характер его выразительности, полученный в результате экспериментирования с техникой звукозаписи. Перенесение приемов изложения симфонической и оперной музыки в киномузыку давно уже считается недостаточным. Каждый музыкальный жанр ставит композитору свои собственные условия, и особенно киномузыка, которая больше других жанров зависит от техники воспроизведения. Задолго до того как электронная и конкретная музыка утвердилась в кино, начались эксперименты с техникой записи нормального звукового материала, давшие превосходные результаты. Увеличение емкости привычных звуков, наслоение обертонов или их удаление, ускорение или замедление записи, обратный ход проигрывания ленты и т. п. — одним словом, конструирование звукового материала стало источником новых, неведомых традиционному оркестру звуковых качеств, прекрасно служащих для обогащения художественной выразительности в кино. Итак, при воспроизведении звуковой сферы кино может отклоняться от естественности в пользу искусственно построенного, фонически преобразованного материала.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.