КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Специфика восприятия киномузыки

Чем отличается восприятие киномузыки от восприятия автономной музыки? В центре сознания, а также интереса кинозрителя всегда находится все же зрительный слой фильма — действие. Музыка, музыкальное переживание отступают на задний план. Посетитель кино идет посмотреть определенное кинопредставление, реже — послушать «киноконцерт». Хотя музыка давно уже принадлежит к тем неотъемлемым факторам, без которых, за чрезвычайно редкими исключениями, кино не в состоянии обойтись, она не находится в центре внимания кинозрителя. Я не согласна с утверждением Корганова и Фролова о том, что музыка кинозрителем полностью не осознана и что ее воздействие протекает в сфере подсознательного. Если бы это было так, то никто из теоретиков кино не мог бы оценить все богатство музыки в фильме, описать ее так проникновенно.

Я соглашаюсь с советскими авторами, что воздействие музыки в кино недооценивается теоретиками и что воспринимается она зрителем в фильме иначе, нежели автономная. Именно этот вопрос и станет содержанием наших рассуждений в этом разделе сайта.

При переживании слушателем автономной музыки следует различать три фактора: ощущения, целостные звуковые представления и эмоциональные переживания, которые строятся на первых двух факторах. Эти эмоциональные переживания делятся следующим образом: эмоциональная реакция на выразительность услышанной музыки и эстетическая реакция. При восприятии программной музыки к звуковым представлениям добавляется еще ориентация на образы, на содержание немузыкального характера.

В случае восприятия вокальных и сценических жанров переживание сильно усложняется. При восприятии песни музыкальное переживание дополняется семантической установкой на словесный слой. Понимание смысла слов и фраз, конечно, влияет на слушание музыки. Внимание слушателя не только разделяется между текстом и восприятием музыкальных структур, но, кроме того, слушатель старается понять их взаимосвязь. Мы чувствуем, соответствует ли музыка, в особенности аккомпанемент, содержанию текста или не соответствует; индифферентна ли она по отношению к тексту или иллюстрирует явления, которые связаны с текстом.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.