КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Связь кино с различными видами искусства

Кино заимствует у литературы, в особенности у романа, некоторые формы эпического высказывания, какими театр не располагает. Эпическое начало в кино осуществляется, однако, зрительными средствами, а не речевыми. Точно так же и субъективные комментарии автора, ограниченные в романе словесными высказываниями, в кино реализуются с помощью соответствующего монтажа эпизодов, наводящего зрителя на определенную установку по отношению к показанному и на необходимые выводы из него. Нередко, как мы увидим дальше, соответствующее взаимодействие кинокадра с музыкой служит этой задаче.

То, что роман описывает, кино показывает. Так же, как в романе мы отличаем диалог героев от тех частей, где события описываются, либо от субъективных высказываний автора, так и в фильме мы находим диалоги героев рядом с теми частями, где их поступки и поведение показываются. В романе слово — единственный материал для художественного высказывания, в фильме оно — лишь один из многих элементов, применяемых тогда, когда нужно выразить нечто такое, что другими средствами либо совсем нельзя высказать, либо можно высказать весьма приблизительно. Из этого следует, что в фильме функция слова совсем иная, чем в литературном произведении.

Мы видим, что многие моменты связывают кинофильм и с изобразительными искусствами, с их всевозможными жанрами. Фильм помещает актера на экране так же, как живописец свой объект на картине: в определенном освещении, в различных размерах, на разном фоне, в различной перспективе и т. д. Такое отношение к актеру соответствует отношению художника к предмету изображения (десигнату). Так же, как живописец в рамках твердо установленных размеров полотна может показать пространство разных размеров, так и кинофильм в рамках одинаковых размеров экрана может показать одного-единственного человека или целую человеческую толпу, карниз окна или целую улицу. Он может, следовательно, соотносить изображаемое пространство с реальным. В театральном спектакле такой возможности нет. Здесь изображаемое пространство может быть показано только в размерах, соответствующих реальному пространству.

В кино элементы изобразительных искусств играют гораздо большую роль, чем в театре. Во-первых, форма движения здесь имеет некую эстетическую ценность, аналогично зрительным качествам движения в балете, правда, в ином смысле: в фильме это не танцевальное, то есть искусственно воспроизводимое, а естественное движение. Поднятие головы, движение руки, поступь, еще больше — движение неодушевленных предметов, например поезда, описывающего дугу, волнения па воде и т. д. — все это получает новое художественное значение. Итак, фильм подчеркивает в зрительной сфере движение в качестве носителя эстетических ценностей.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.