КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Технические возможности кино

Начнем с чисто внешних трудностей. Опера рассчитана на обширный зрительный зал и на сравнительно большое расстояние между зрителем и сценой, от которой его к тому же отделяет еще помещение для оркестра. Это расстояние между зрителем и сценой имеет то преимущество, что зритель не слишком четко видит лицо певца, искаженное напряжением.

Кино, которое, естественно, использует свои технические возможности, демонстрирует нам лицо певца, героя и на близком расстоянии. Оно показывает его при отсутствии дубляжа с широко раскрытым ртом, с напряженными мускулами, иногда в тяжком усилии выводящим высокие ноты, колоратуры и так далее. Но, не говоря уже о том, что все это производит малоэстетическое впечатление, приближение лица актера приближает и звук. И мы тогда слышим неестественно громкий голос, голос, который на основании условности кино воспринимается как обращенный только к кинозрителю. Но ведь этот голос звучит в кинематографически изображенном пространстве! В заснятом — подлинном — парке («Пиковая дама») звучит усиленный благодаря приближению голос Германа. Герой в арии рассказывает, прислонившись к настоящему дереву, о своей любви к Лизе Но рядом с ним прогуливаются взад и вперед — в духе оперной условности — дамы и офицеры.

И никто из этих дам и офицеров не слышит голоса, который нам кажется таким громким! Почему? Потому что Герман по канонам оперной условности повествует о своих переживаниях только одному своему другу. Здесь, следовательно, пересекаются две условности, оперная и кинематографическая, и это дает неприемлемый, неправдоподобный эффект, который не вмещается в рамки условности ни оперы, ни кино.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.