КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Труды Зофьи Лиссы

Проблема музыки в кинофильме — давнее увлечение профессора Лиссы. Еще в 1937 году во Львове вышла из печати ее первая книга «Музыка и фильм. Эстетические, онтологические и психологические проблемы киномузыки». Здесь впервые обрисовались основные аспекты анализа, в частности его онтологические основы, намечена классификация, принципы функциональности и так далее.
Позднее ею была опубликована серия статей «Фильм и опера», «Воспитательное значение киномузыки», «Психологические основы киномузыки», «Музыка в польских экспериментальных фильмах», «Проблема формы в киномузыке»; параллельно, в связи с интересом к эстетическим проблемам, появились статьи Лиссы, посвященные вопросу введения в музыкальные произведения различных цитат, тишины в музыке (драматургия пауз) и другие Достаточно сравнить названия статей с оглавлением настоящей книги, чтобы понять, как она рождалась. Книга была издана в Польше в 1964 году и годом позже переведена и издана В ГДР.
Этот капитальный труд объемом около тридцати печатных листов основан на ином, естественно, материале, представляющем современный этап в истории молодого киноискусства — звукового, использующего цвет, широкий экран, более совершенную технику, а главное — с неизмеримо обогащенной драматургией, разнообразнейшим взаимодействием зрительного и звукового рядов.
Из иллюстрирующей отдельные детали (на основе синхронности) звуковая сфера выросла в современном фильме в мощный и самостоятельный (разумеется, всегда скоординированный со зрительным рядом) фактор кинодраматургии. Закадровая музыка получила ныне едва ли не большее драматургическое значение, чем музыка в кадре, синхронно связанная с действием.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.