КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Творческие нормы инструментовки

Итак, не только новые специфические условия кинодраматургии, не только отсутствие крупных форм в киномузыке, но и новые акустические условия записи на пленку обусловили создание новых творческих норм. Постоянное взаимодействие с шумовыми эффектами, наслоение последних на музыку, их совместное или поочередное участие, а также тенденция к объединению всех звуковых элементов создали совершенно новые звуковые средства, они произвели коренной переворот в представлениях кинокомпозиторов о звуке. Границы между отдельными видами акустических явлений звуковой сферы стираются; переплетенные вместе, они охватывают все слуховые явления, а не только музыку.

Шумы при этом тоже составляют своего рода «инструментовку», в частности, когда они оказываются рядом со звуковым материалом, синтезированным электронным способом. Музыка в новейших фильмах борется с условностями старого стиля, с его томными скрипками в любовных сценах и полным tutti оркестра в драматических. Новые условности требуют новых стилистических средств, и не только в киномузыке, но и для всей звуковой сферы.

Новшества в одной сфере влекут за собой новшества и во всех остальных. Вот почему мышление категориями киномузыки постепенно нашло отражение и в автономной музыке; ибо пуантилизм, а вслед за тем конкретная и электронная музыка указывают на бесспорные генетические связи с музыкой кино. Разве лаконичный пуантилизм не вырос на почве музыкального языка в фильме, где за несколько секунд надо метко охарактеризовать целую ситуацию? Аналогично и положение с экономным использованием инструментальных красок. Процессу редукции звучания, начавшемуся в XX веке в автономной музыке, значительно способствовали технические условия записи на пленку в звуковом фильме.

Итак, мы видим, что автономная музыка, со всеми ее традициями и принципами воплощения, сначала проникла в кино, здесь за короткое время приспособилась к новым специфическим условиям, которые потом в свою очередь породили новые направления в автономной музыке.
Культура каждой эпохи — это неделимое целое; новшества, принесенные с собой кинематографом, этим новым видом искусства, неизбежно должны были оказать свое влияние на другие искусства: на театр и литературу, изобразительные искусства и фотографию, но в первую очередь на музыку во всех ее жанрах.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.