КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Хаотическое определение музыки от американцев

Американцы Мэнвелл и Хантли дают - правда, в довольно хаотическом виде - следующее подразделение: музыка как фактор действия (причем авторы начисто забывают, что в одном этом секторе может быть более десятка функций музыки, различных по своей сути и по форме сочетания с кинокадрами); музыка в своей собственной роли (что отнюдь не исключает ее возможной принадлежности к первой группе); музыка как средство характеристики исторической эпохи и места действия (и эти функции превосходно могут быть включены в первые перечисленные группы, особенно во вторую); музыка как средство усиления напряженности действия (и здесь вполне возможны пересечения с каждой из вышеупомянутых групп). Авторы, надо полагать, чувствовали, что их систематизация не отличается точностью и не исчерпывает вопроса, и потому ввели еще дополнительные категории: музыка для торжественных случаев, музыка человеческих чувств, музыка комических эффектов и т. д. Смешение различных категорий доказывает, что в их намерения не входило создать законченную систему. Об этом говорит и их попытка выделить отдельные жанры киномузыки.

В одной из более новых работ по теории кино, у 3. Кракауера, музыке в кино отдается полная дань уважения. В ней различаются следующие функции: музыка как комментарий, куда автор включает и иллюстративную музыку, и музыку как "фон", а также типичные виды музыки как символа определенных ситуаций действия; музыка как контрапункт, опирающийся на контраст с изображением; музыка, связанная с определенным случаем, появляющаяся в кадре вместе с ее источником и выступающая в своей естественной роли; музыка как фрагмент концертного или оперного исполнения; музыка как составная часть среды, где происходит действие, и музыка как ось фильма (например, в киноопере). Но и эта систематизация не охватывает всех форм и функций, какие музыка выполняет в фильме; помимо этого, она выделяет очень близко лежащие функции как различные типы, а другие, принципиально разнящиеся между собой, помещает в одну и ту же категорию.

Оказывается, что даже наилучшие работы по теории кино, к каковым я причисляю книгу Кракауера, недостаточно глубоко проникают в проблемы киномузыки и делают необходимыми дальнейшие изыскания. Интересным моментом в рассуждениях Кракауера является то, что автор понимает важную драматургическую роль тишины в фильме. Кроме того, Кракауер принадлежит к тем многочисленным кинотеоретикам, которые вовлекают в свои рассуждения также и новейшие тенденции кино к полной интеграции всех слуховых явлений.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.