КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Художественная специфика киномузыки и выводы, касающиеся теории киноискусства

Каждое новое художественное явление рано или поздно создает свою собственную теоретическую литературу, которая формулирует его основные проблемы, его эстетические и конструктивные принципы, пытается обобщить его специфику и внутренние закономерности как вида искусства. Это относится в полной мере и к звуковому фильму.

Художественная специфика киномузыки выявилась полностью только в звуковом фильме. Музыка в немом фильме не могла еще выполнять многих драматургических функций; это стало возможным только с переходом к звуковому кино. Уже в 1915 году появилась брошюра кинорежиссера Жака де Барончелли «Пантомима, музыка, кинематограф» (Париж), в которой автор не только подчеркивает важную роль музыки «как специфического завершения эмоциональной атмосферы» в кино, но и утверждает, что «кино достигнет полного расцвета только благодаря музыке». Исторические сведения о развитии музыки в немом кино и в звуковом — в первые годы ею существования — дает работа Р. Мэнвелла и Д. Хантли. Нет ничего удивительного в том, что уже через несколько лет появились первые работы, в которых делались попытки постичь законы и нормы этого вида синтетического искусства и раскрыть его специфику.

Первые выводы, касающиеся теории киноискусства, опираются на опыт немого кино и лишь попутно освещают роль музыки в фильме. Характерный факт: пророчество Белы Балаша о том, что звуковое кино заведет немое в тупик и не приведет к созданию нового вида искусства, он сам был вынужден опровергнуть и признать ошибочным в своей книге «Фильм, становление и сущность нового искусства», появившейся тридцать лет спустя, в 1961 году. Мы еще не раз будем возвращаться к выводам Балаша, так как это были первые высказывания об эстетике и философии киноискусства, и они поныне не потеряли своей ценности.

Огромное значение музыки в кино признает уже Жак де Барончелли в своей брошюре «Пантомима, музыка, кинематограф». Заслуживают внимания ранние работы Белы Балаша, Кароля Ижиковского, Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина, где в связи с другими проблемами обсуждаются и некоторые художественные приемы киноискусства, связанные с использованием музыки. Особенно хочется подчеркнуть значение работ Балаша «Дух фильмы» и «Видимый человек». Знаменитая «Заявка» Эйзенштейна, Пудовкина и Александрова, выпущенная ими в 1928 году, содержит ряд касающихся киномузыки эстетических установок, принципы которых остаются плодотворными по сей день.

Поразительно, что целый ряд интересных и весьма прогрессивных для начала тридцатых годов работ советских кинематографистов, музыкантов и эстетиков остался на Западе неизвестным и не значится в фильмологических библиографиях. Сюда относятся работы А. Андриевского, С. Бугославского и В. Мессмана, А. Острецова, А. Пиотровского и, прежде всего, главы, касающиеся звукового кино в обеих работах И. Иоффе, посвященных общим вопросам эстетики; особенность последних в том, что в них делается первая попытка включить звуковое кино в единую систему искусства. После этого появилось еще много работ советских авторов на эту тему.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.