КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Живописные качества кинофильмов

У кино есть качества, перешедшие к нему от портретной живописи, от натюрморта, от пейзажной живописи. Съемка крупным планом в кино использует все приемы портретного искусства, разница лишь в том, что она обогащает последнее элементом движения. В фильме «играют» и показываемые «вещи» благодаря своим специфическим визуальным свойствам; и, наконец, фильм дает сильные эстетические переживания благодаря своим возможностям показывать разнообразнейшие пейзажи, к тому же в разнообразнейших перспективах (например, воздушные съемки) и в разнообразнейших размерах (съемки крупным планом мелких предметов). Эти свойства, ведущие свое происхождение от станковой живописи минувших эпох, а также от современной художественной фотографии, играют в кино значительную роль.Портрет крупным планом всегда подчеркивает душевные переживания персонажей фильма приближение к зрителю лица актера заставляет обращать большое внимание на его эмоциональную выразительность (текущие слезы, дрожащие губы, улыбки, взгляды). Театр, как уже говорилось, не может всего этого показать и должен передавать то же выражение «общим планом». «Живописные» качества кино оказывают, следовательно, свое влияние на стиль актерского исполнения, который на сцене и в фильме бывает разным. Всегда одинаковое расстояние, с какого зритель в театре смотрит спектакль, делает зрительные элементы менее действенными, хотя и здесь, конечно, жест и мимика артиста, а также декорации и костюмы несут эстетическую нагрузку.

От традиции живописи перешли в кино и эффекты светотени, степень пластичности изображения, тесно связанные с его содержанием. Темные кадры в сценах преступлений, туманные ландшафты в сценах расставания, капли дождя на стеклах в трагических ситуациях уже превратились даже в некий штамп. Свет в фильме принимает большое участие, он обозначает время суток, погоду, место действия, среду, иногда даже указывает на тип героя и общее настроение показываемой сцены. Как говорит Иоффе, свет имеет «свою семантику».

Цветной фильм, пока еще недостаточно усовершенствованный, также вводит экспозицию живописных качеств. Стоит вспомнить такие великолепные цветные фильмы, как «Мулен-Руж», выдержанный в колорите живописи Тулуз-Лотрека, советский фильм о Мусоргском или многочисленные экспериментальные короткометражные фильмы, снятые в киностудии Пьера Шеффера в Париже за последние годы.

Интенсификация живописных качеств в фильме, по сравнению с театром, начинается, прежде всего, с заднего плана. Схематизм театральных декораций уступает здесь место реалистическому фону, необычайно обогащающему фильм в целом, делающему его реальней. Пейзаж (на природе или в городе) «играет» созвучно внутренней жизни изображаемых персонажей или в ярком противопоставлении, многое добавляет к их эмоциям, служит нередко прямой метафорой, указывающей на эти эмоции. О применении красот природы in crudo (В естественном виде с латинского) уже говорилось. В фильме этот элемент динамизирован благодаря своему многообразию и постоянной смене, что связано с технической возможностью показа.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.