КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Знаменитый фильм о Пабло Пикассо

Экспериментальным в этом фильме было также применение электронной и конкретной музыки, живописующей зловещую природу представляемых звуковых явлений. Идея этого фильма сама по себе была музыкальной, таковым был и эксперимент.

В похожем по своей концепции советском фильме «Человек идет за солнцем» (о мальчике, который весь день пытается догнать солнце) применяется фонически преобразованный звук фортепиано, когда дети, в первую очередь маленький герой фильма, смотрят на мир сквозь цветные стекла, и кинозритель тоже видит этот мир преображенным. Здесь визуально преобразованному мирe соответствует фонически преобразованное звучание. Надо добавить, что тема фильма — «ребенок и солнце», «ребенок, краски и свет» — ведет режиссера в некоторых эпизодах к показу колористических, атематических видений, лишенных предметного характера и функционирующих в духе чистого орнамента.

Иначе обстоит дело с экспериментальными фильмами, где оживляются произведения искусств, картины или скульптуры, или с фильмами, например, снятыми в мастерских живописцев, вообще в мастерских художников. Фильмы о произведениях изобразительного искусства делаются двумя методами: либо даются монтажные скачки из кадра в кадр или наплывы от одной детали к другой; или же на глазах у зрителя на экране показывается, как создается это произведение. В первом случае музыка в смысле стиля ориентируется на эпоху, когда создавалось произведение, или же на иллюстрацию содержащихся в нем деталей. Во втором случае музыка сопровождает движение в расширяющихся контурах или появление цветовых пятен. Она может также передавать общее настроение показываемого произведения.

Знаменитый фильм о Пикассо имеет свое подобие в Польше, где применен тот же метод. Это — фильм «Краски радости и печали». Здесь перед глазами зрителя создается картина, и с каждым новым мазком, с каждым новым цветовым пятном появляется новый звук, новый тембр в музыке. Чем дальше продвигается рисунок, тем больше становится емкость звука и шумов, тем ярче «звучит» целое. Ритмическое и качественное приноравливание звуковых элементов к возникающей на наших глазах картине опирается на известный принцип аналогии движения, ритма и качества; но если мы имеем перед собой цветовые пятна, эту аналогию качества, которая ясно ощущается (звонкий тембр для светло-желтого пятна, другой, более глухой, для коричневого или фиолетового), трудно объяснить. В фильме о Пикассо есть только аналогия движений: рисующая рука, длина штрихов, форма линий — и соответствующие им звуковые мотивы.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.