КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Звуковая ткань в киномузыке гораздо более разрыхлена

Кроме влияния живописи, в киноискусство проникает и влияние графики. Так, мультипликационные фильмы Уолта Диснея можно назвать «движущейся графикой», точно так же, как художественный фильм — «движущейся фотографией». Кукольный фильм не вносит никаких принципиальных изменений в этом смысле, ибо в нем показываются типичные «угловатые» движения кукол. Кино только сообщает им больше динамики, которой в самом кукольном театре достичь довольно трудно. С графикой связаны и некоторые виды экспериментальных фильмов, где художественный рисунок соединяется с цветовыми пятнами и вырезанными силуэтами. Итак, мы видим, что кино обязано изобразительным искусствам, безусловно, не меньше, чем театру.

Так же, как и все вышеупомянутые виды искусств, и автономная музыка имеет свое влияние на искусство кино в целом. У музыки кино заимствует, прежде всего «самую» музыку. Но подобно тому, как оно преобразовывает наследие, полученное от других искусств, оно перестраивает и музыку. Как уже упоминалось, музыка в фильме меняет свое качество, а именно свой характер исполнения: она превращается в однажды исполненную, в этом исполнении зафиксированную и отныне уже неизменяемую музыку. Но, беря на себя многие драматургические задачи внутри целостности фильма, она одновременно теряет свою автономию. Она создается для каждого фильма в отдельности и только вместе с ним имеет свой смысл. Своим развитием, своим стилем она должна отвечать потребностям фильма и не может функционировать одинаково с автономной музыкой. Если иллюстрация в книге может быть до некоторой степени рисунком, имеющим самостоятельную ценность, то киномузыка обладает этим в значительно меньшей степени, разве только тематический материал или целые разделы этой музыки послужат композитору поводом написать автономное музыкальное произведение. Но такие произведения уже нельзя считать киномузыкой. Музыка, сочиненная для одного фильма, уже никогда не сможет служить иллюстрацией к какому-нибудь другому фильму; она подчиняется законам «тотальной организации» определенного фильма, для которого она предназначалась.

Иначе проявляется и характер ее как целого. В автономной музыке определенный тематический материал, определенные методы его взаимодействия и связь с другими темами образуют принцип построения музыкального произведения. При восприятии музыкального произведения минувшие фазы окрашивают текущие; бессознательное (а может быть, и сознательное) сравнение их, ощущение сходности или различия, видоизменений и контрастов внушает слушателю чувство непрерывности, единства развития. В киномузыке такая непрерывность столь же мало возможна, как и единство материала и исполнительских средств. В кино ощущаются — да еще в гораздо более сильной степени — традиции оперного жанра, то есть разрыхление формы и свободное нанизывание одного на другой музыкальных отрывков. В опере фабула либретто выполняет задачу интеграции музыкального развития. То же происходит, в кинофильме; но поскольку подвижность зрительного ряда здесь гораздо больше, сцены менее связаны между собой и гораздо более прерывисты, поскольку у музыки здесь совершенно другие и дифференцированные функции, звуковая ткань в киномузыке гораздо более разрыхлена. Больший реализм кинематографических условностей, по сравнению с оперными, ведет к тому, что музыка часто вынуждена отступать перед речью, звуковыми эффектами или просто необходимостью длительной паузы.

Следовательно, киномузыка прерывна, и в этом ее основное отличие от автономной музыки.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.